Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов. Во-первых, существенные изменения, произошедшие в последние десятилетия в жизни российского общества, а также в его ценностно-целевых ориентирах, поставили современного российского человека в условия нестабильности, а также многообразия выборов, необходимостью видеть и анализировать возникающие проблемы, чутко и правильно реагировать на них, уметь принимать достаточно ответственные решения, строить верный алгоритм своих действиях в нестандартных ситуациях.
Современная ситуация, в которой находится российское общество требует от индивида ответственного отношения к осуществлению собственного выбора, к своему слову, делу, его возможным последствиям, а также умения совершать такие действия, которые имеют направленность на благо всех окружающих его людей, наличия определенного устойчивого морального опыта, непременное освоения так называемой эмоциональной культуры, а также правовой культуры и знание основ правового поведения.
Во-вторых, это необходимость и значимость построения в России гражданского общества, которая требует достаточно глубокого анализа проблемы повышения в стране уровня правовой культуры. При этом правовая культура не мыслится без правосознания, которое, в свою очередь, выступает его центральным элементом. Однако правосознание в государственно-управленческой среде нередко подвергается некоторым деформациям.
Таким образом, в современных сложившихся социально-экономических условиях особую значимость играет юридически-ответственное поведение, которое опирается на правосознание и правовую культуру.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Правосознание и правовая культура: понятия, структура и виды соотношения» актуальным.
Целью данной работы является раскрытие понятий, структуры и соотношения правосознания и правовой культуры. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- рассмотреть понятие и структуру правосознания;
- описать функции, виды и основные черты правосознания;
- проанализировать формы правового нигилизма и деформация правосознания;
- изучить понятие и структура правовой культуры, ее функции и классификация правовой культуры, и правовое воспитание;
- раскрыть особенности правосознания и правовой культуры в РФ.
Объект исследование – правосознание и правовая культура.
Предмет – понятие, структура и виды соотношения правосознания и правовой культуры.
Особый вклад в разработку данной темы внесли следующие исследователи: Н.Н. Арзамаскин, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, А.А. Бондарев, А.Б. Венгеров, Н.Л. Гранат, З.Н. Каландаришвили, А.А. Кваша, С.А. Комаров, В.В. Лапаева, Н.И. Матузов, М.Е. Панкратова, В.Н. Синюков, Н.Н. Соболева, Н.С. Соколова, В.А. Щегорцев и др.
Методы исследования: анализ публикаций по данной теме, метод сравнения, метод терминологического анализа, метод группировки полученной информации.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие, структура, виды и функции правосознания
1.1 Понятие и структура правосознания
Демократизация общественной жизни и построение правового государства предусматривает сформированность правового сознания общества в качестве важного средства социального регулирования значимого в юридическом плане поведения гражданин. При этом негативные, деформированные стороны правосознания, находящие свое выражение в резко критическом, отрицательном отношении к требованиям соблюдения и уважения права, препятствуют развитию общества и построения правового государства.
Именно поэтому в современный период вопросы рассмотрения правосознания имеют весьма актуальное значение. В современной науке уже сформированы основы общей теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Правосознание можно охарактеризовать как одну из форм общественного сознания. В этом отношении П.П. Баранов правосознание определяет как особую систему правовых идей, чувств, эмоций, оценок, установок, взглядов, представлений и иных проявлений, которые выражают отношение граждан Российской Федерации к действующему праву, к юридической практике, свободам, правам, обязанностям граждан, а также к желаемому праву, к иным желаемым правовым явлениям. Традиционно при его изучении выделяют социологический и гносеологический аспекты, которые друг друга дополняют [18, с. 41].
А.Б. Венгеров в отношении правосознания указывает, что это особая оценка права, которая существует в обществе, выражающая собой критику действующего права и одновременно формирующая определенные пожелания, и надежды в правовой сфере, ее изменения, а также определяющая, что необходимо считать правомерным [6, с. 573]. С.А. Комаров правосознание понимает как форму общественного сознания, систему понятий, идей и представлений о должном порядке правового процесса регулирования общественной жизни [14].
В общем же правосознание можно определить в качестве сферы общественного, группового, а также индивидуального сознания, которая выражает не только знание права, но также и уважения к нему как к особой социальной ценности, и усвоенность гражданином навыков положительного поведения согласно с нормами общества. Правосознание – это достаточно сложный психологический и идеологический комплекс, который отражает разнообразные элементы социально-правовой реальности. Также это правовые представления и взгляды, правовые потребности и знания, правовые установки и интересы, наконец, это государственно-правовые идеалы молодого поколения.
Достаточно длительное время правосознание рассматривалось только при помощи абстрактно-теоретических методов. В результате этого оказались недостаточно разработанными ряд важных аспектов данного явления (например, проблемы эффективности правовой пропаганды).
Основными элементами правосознания выступают следующие: 1) правовая идеология (то есть правовые идеи, взгляды, представления); 2) правовая психология (чувства, настроения, а также переживания) [25].
Правовую идеологию нередко трактуют двояко. С одной стороны, это совокупность юридических теорий, идей, а также взглядов, которые в систематизированном и концептуальном виде оценивают и отражают правовую реальность. С другой стороны – это осознанное отношение индивида и общества к праву, выраженное в аргументированной и обоснованной критике либо одобрении правовой системы в целом, судов, правовых учреждений, отдельных законов и т.п.
В свою очередь правовая психология – это тоже оценка как существующего, так и желательного права, однако выражаемая в виде стереотипов, эмоций, штампов, а также иных психологических характеристик. При этом правовая психология, возникающая под влиянием правовой действительности, является начальной эмпирической степенью правосознания. В качестве коренного отличия правовой идеологии выступает то обстоятельство, что она являет более высокий концептуальный уровень правосознания индивида и общества в целом. Однако правовая психология и правовая идеология находится в органической взаимосвязи, но, тем не менее, существенно друг от друга отличаются. В структуре правосознания ведущим элементом выступает комплекс правовых идей. При социологическом аспекте проведения анализа правосознания обозначаются три компонента, а именно: оценочное, познавательное, а также практическое правосознание. В современной специальной литературе в отношении функций правосознания традиционно обозначают гносеологическую, регулирующую, а также функции правового моделирования. В этом отношении В.В. Лапаева выделяет оценочную, познавательную и регулятивную функции [15, c. 85]. С позиции В.Н. Синюковой основой правовой идеологии должна являться идея общенациональной демократической правовой государственности. При этом ее развитие следует увязать как с перспективами правовой политики, так и культурно исторически ориентированного государства ]21, c. 483].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арзамаскин, Н.Н. Проблемы профессионального правового сознания и пути повышения его уровня / Н.Н. Арзамаскин, Н.Н. Соболева // Молодой ученый. 2018. №44. С. 105-108. – URL https://moluch.ru/archive/230/53531/ (дата обращения: 24.03.2022).
2. Бабаев, В.К. Общая теория права: краткая энцикл. / В.К. Бабаев, В.Н. Баранов. – Нижний Новгород: Грамота, 2018. – 388 с.
3. Баранов, В.М. Правосознание и правовое воспитание / В.М. Баранов // Общая теория права. – Нижний Новгород, 2018. – С. 480 – 491.
4. Бондарев, А.А. Правосознание в механизме правового поведения субъектов правоотношений / А.А. Бондарев // Учен. записки Орловск. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. и социал. науки. – 2015. – № 3. – С. 66 - 69.
5. Варламова, Н. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее... и будущее России? / Н. Варламова // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2000. – № 1 (30). – С. 90-93.
6. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – Москва: Закон, 2016. – 674 с.
7. Вопленко, Н, Н, Правосознание и правовая культура: учеб. пособие / Н.Н. Вопленко. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – 232 с.
8. Гранат, H.Л. Правосознание и правовая культура / Н.Л. Гранат // Теория государства права / под ред. Н.А. Катаева. – Уфа, 2004. С. 328-335.
9. Захарцев, С.И. Профессиональная деформация правосознания сотрудников полиции, судей и прокуроров / С.И. Захарцев // Б-ка криминалиста. – 2013. – № 4 (9). – С. 335-343.
10. Зрячкин, А.Н. О формах проявления правового нигилизма / А.Н. Зрячкин // Вестн. СГАП. – 2006. – №6 (52). – С. 35 - 38.
11. Каландаришвили, З.Н. Деформация правосознания молодежи и юридические способы ее преодоления / З.Н. Каландаришвили. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. 160 с.
12. Кваша, А.А. Правовые установки граждан: автореф. дис.... канд. юрид. наук / А.А. Кваша. – Волгоград, 2002. – 24 с.
13. Кич, И.С. Право и культура - грани взаимодействия / И.С. Кич // Очерки новейшей камералистики. – 2019. – № 1. – С. 33-35.
14. Комаров, С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. – Москва: Юрид. лит, 2017. – 498 с.
15. Лапаева, В.В. Конкретно-социологические функции в праве / В.В. Лапаева. – Москва: Олма-пресс, 2017. – 244 с.
16. Левина, С.В. Теоретические аспекты воспитательной функции права / С.В. Левина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – № 1. – С. 346-352.
17. Матузов, Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма / Н.И. Матузов // Государство и право. – 2013. – № 10. – С. 6 - 9.
18. Панкратова, М.Е. Правосознание, его структура, виды, уровни и функции / М.Е. Панкратова // Современное право. – 2015. – № 1. – С. 40 - 44.
19. Сальников, В.П. Правовая культура сотрудника полиции / В.П. Сальников. – Санкт-Петербург 2012. – 154 с.
20. Семенов, В.Е. Актуальные проблемы теории правосознания и правовой культуры молодежи / В.Е. Семенов // Наука. Инновации. Технологии. – 2005. – № 1. – С. 68.
21. Синюков, В.Н. Российская правовая система / В.Н. Синюков. – Саратов: Спектр, 2014. – 744 с.
22. Славова, Н.А. Правовая культура: понятие и функции / Н.А. Славова // Вестник Волжск. Ун-та им. В.Н. Татищева. – 2020. – №3. – Т. 1. – С. 48-59.
23. Смирнов, В.А. Функции правовой культуры в обществе и ее роль в профессиональном образовании специалиста МЧС / В.А. Смирнов // Право и образование. – 2007. – № 5. – С. 62-65.
24. Соколова, Н.С. Правовая культура и правовое воспитание / Н.С. Соколова // Общая теория права и государства: учеб. для вузов. – Москва: Юрайт, 2014. – С. 142-146.
25. Старикова, А.В. О проблемах определения сущности правосознания / А.В. Старикова // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях: сб. науч. тр. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – С. 77 - 80.
26. Усманова, Е.Ф. Коммуникативная функция правовой культуры / Е.Ф. Усманова // Рос. юридич. журн. – 2015. – № 5 (104). – С. 12-14.
27. Щегорцев, В.А. Социология правосознания / В.А. Щегорцев. – Москва: Мысль, 2011. – 214 с.